Тромплей

Back to Блог
Ювелирные шедевры (тромплей), Овчинников, 1877 год

Тромплей

Тромплей (эффект trompe-l’œil фр.) — обман зрения. Художественный прием, применяемый с целью создать у зрителя иллюзию того, что изображённый объект объемный, в то время как на самом деле он изображен на плоскости. Известный с детства холст, с изображением очага в каморке Папы Карло, — классический тромплей.

Существует легенда о двух античных художниках, которые поспорили кто из них искуснее распишет стену храма. Их звали Зевксис и Паррасий. Зевксис настолько искусно изобразил гроздь винограда, что птицы пытались его клевать. Работа Паррасия была спрятана под покрывалом. Когда художника попросили снять покрывало, он ответил, что не может этого сделать, т.к. покрывало и было картиной. Зевксис вынужден был признать поражение, т.к. он смог обмануть птиц, а Паррасий сумел обмануть изощренный глаз живописца.

Плиний пишет, что впоследствии Зевксис нарисовал мальчика, несущего виноград, к винограду подлетели птицы, и Зевксис, рассердившись на свою картину, обнаружил то же самое благородство, заявляя: «Виноград я нарисовал лучше, чем мальчика, потому что, если бы я и мальчика нарисовал вполне удачно, птицы должны были бы его бояться».

Тромплей использовали ведущие русские мастера-ювелиры конца ХIХ – начала ХХвв.: Игнатий Сазиков, Павел Овчинников, Иван Хлебников, Иван Лебедкин, Карл Фаберже. С поразительным искусством они имитировали в серебре ткань, дерево, камень, плетение из лыка и лозы, печать на бумаге и т.д.

Я очень люблю этот прием и, в меру сил и мастерства, применяю его в своих работах.

Share this post

Back to Блог