Каменный ребус

Back to Блог

Каменный ребус

«В лето 6742 Благоверный князь Святослав Всеволдовичь сверши церковь во граде во Юрьеве святаго великомученика Георгия и украси паче инех церквей бе бо из внутри около всея церкви по каменю резаны святые чудно вельми, иже есть и до сего дне стоит».

Лицевой летописный свод Т. 5 стр. 309

Собор Св. Георгия в Юрьеве, построенный в 1230-34 годах, относится к домонгольскому периоду. Таких построек сохранилось не много.

Тверская летопись утверждает, что Святослав Всеволодович «сам бе мастер» — был и архитектором и руководителем строительства. Собор получился настолько величественным и красивым, что Иван Калита в 1326-27 годах строил первый каменный храм Москвы – Успенский собор Московского Кремля, по образцу Георгиевского.

Рис. 1. Ковровая резьба (сохранившийся фрагмент)

За время татарского владычества собор пришел в упадок и в XV веке обрушился. В 1471 г. Иван III послал восстанавливать храм известного на Москве строителя Ермолина, который собрал рухнувшее здание «сизнова и поставил, как и прежде».

Однако, на самом деле, Ермолин не смог восстановить собор в первозданном виде. Были нарушены пропорции, собор стал значительно ниже, резные плиты, составлявшие сложные композиции, оказались перепутанными. Он не перетесывал камни, не добавлял новых, поэтому до нас дошли подлинные резные плиты XIII века, но из барельефов образовался каменный ребус, а художественный замысел строителей был утрачен.

Рис. 2. «Реставрация» Ермолина.

Восстановленное Ермолиным здание многократно подвергалось новым изменениям и обстройкам так, что к концу XIX века собор буквально утонул в них.

В начале ХХ века историк К.Романов установил, что перепутанные резные плиты прежде составляли сюжетные композиции и две из них («Преображение» и так называемый Святославов крест) реконструировал.

В 1923—1936 позднейшие пристройки были разобраны при реставрационных работах, которыми руководили Пётр Барановский и Игорь Грабарь.

В 1960-х годах искусствовед и историк искусства Г.К. Вагнер реконструировал остальные композиции. Каждый камень собора был осмотрен, обмерян, сфотографирован. Скульптурных рельефов сохранилось 450, плит с орнаментом почти столько же. С каждого камня была снята калька в натуральную величину. Эти кальки были уменьшены до размера спичечного коробка. Из них ученый раскладывал пасьянсы, восстанавливая первоначальное расположение фрагментов. Правильность предположений проверялась сравнением с иконописной традицией.

Когда Вагнер восстановил картину первоначального резного убранства, выяснилось, что скульптуре тесно на стенах нынешнего собора, а некоторые резные элементы принадлежат утраченным архитектурным элементам. Ему удалось реконструировать первоначальный общий вид собора.

Рис. 3. Северный фасад. Реконструкция и современный вид.


Рис. 4.  Современная фотография Георгиевского Собора

Share this post

Back to Блог